Ищу мужа. Найду, убью (anna343434) wrote,
Ищу мужа. Найду, убью
anna343434

Одномоментное 3d, или известный Неизвестный...

Бывает услышишь какую-то историю, и так она тебя поражает, что обретает в один миг величайшую наполненность, смысловую объёмность, приобретает этакую виртуальную функцию 3d. В один момент ты мысленно вливаешься в этот сюжет, мгновенно прочувствываешь проблематику ситуации, обходишь каждого персонажа вокруг, разглядыая каждую складочку на его одежде, которая сама по себе тебе о чём-то говорит, и рассказывает чуть ли не отдельную историю о человеке и его характере...

Ты как будто обходишь его со всех сторон; пристально оглядываешь, подмечая малейшие тонкости; изучаешь, заглядывая в его лицо.Ты анализируешь его взгляд в момент происходящего; мимику - прячущиеся за гримасами или движением губ мысли и чувства. И тут же вскоре тебя пронзает понимание всей сути истории. Пусть это маленькая частная история, или даже что-то, что впоследствии изменило ход чьей-то жизни, или даже судьбу государства...

Описываю я это долго, а в голове всё происходит буквально за несколько секунд, если не милисекунд. Недавно именно такое произошло со мной, когда я услышала о интересном памятнике Хрущёву. И задумалась, что переместило меня на полвека назад. Ведь истори памятника началась тогда, после знаменитого хрущёвского разгона художников на выставке современного искусства в Манеже. Тогда под кулак власти попала и скула Эрнста Неизвестного.

неизв и хрущ

Тот скандал характерен ещё и тем, что он затронул души и сердца людей, прошедших войну, ранения и контузии, победивших в ней, рассчитывающих на лучшую долю, потому что они её в полной мере заслужили, заплатив за это кровью, но выжившие. И теперь обнадёженные "оттепелью", надеждами на развитие и прогресс в искусстве СССР, они были не готовы к незаслуженному поношению. Ведь люди, в которых поселилась надежда, настолько мягки и душевно беззащитны, что любое грубое воздействие оставляет в них глубочайшие, зияющие раны.

Полагаю, так вышло и с Неизвестным. Единственное, что положительного вынес для себя из того хрущёвского разгона авангардистов этот храбрый фронтовик, перенесший страшные боевые ранения и клиническую смерть - он из Неизвестного стал известным несколько быстрее, чем это мог обеспечить ему естественный ход его творческой жизни. Но раны остались...

Отрывок из воспоминаний свидетелей: "Входит Хрущев, спрашивает, кто тут главный. Кто-то выталкивает Элия Белютина, руководителя студии при московском горкоме (работы этой студии висят на стенах). Белютин начинает что-то объяснять. «Это педерастия в искусстве! Так почему, я говорю, педерастам - 10 лет, а этим - орден должен быть?» Ильичев, курировавший в ЦК искусство, говорит: "Никита Сергеевич, главный не этот, главный вот тот". И указывает на Неизвестного. "Ты пидарас?", - интересуется Хрущев. "Нет, - говорит Неизвестный. - Дайте мне девушку, и я сейчас докажу". Хрущеву это нравится, и он начинает слушать Неизвестного. Тот защищает интеллигенцию, объясняет ему величие Пикассо..." Долго ещё препираются. В этом человеке есть дьявол и ангел, - говорит Хрущев. - Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем", - произносит в конце всех споров Хрущёв.

С творчеством Неизвестного Хрущёв не смирился и не согласился. Ведь оно, несомненно, не вписывались в ту советскую эпоху соцреализма. Да и сейчас не всеми признано, как искусство, доставляющее эстетический оргазм. Такие скульптуры, как у Неизвестного, явно из рода чего-то менее физического, они не для чистых визуалов. Но жизнь Неизвестного и всех художников-авангардистов, которые так хотели начать диалог классицизма и реализма со своим видением, тогда вмиг была разрушена. Начались гонения со стороны приспешников от власти, обличённых аргументацией неодобрения его творчества. И ему пришлось эмигрировать.

Но до этого... на могиле Хрущёва в 1975 году появился памятник, изготовленный ещё за год до этого, и символизирующий тёмную и светлую сторону личности этого, без сомнения, неординарного человека. Известный на весь мир скульптор, ставший узнаваемым благодаря непосредственности характера и необразованной "темноте" выдающего руководителя СССР, развенчавшего тёмную сторону партийной жизни и культ личности Сталина, согласился на просьбу сына Хрущёва изготовить этот памятник. Но, кажется, припомнил ему и ангела, и дьявола из цитаты выше.

QIP Shot - Screen 792


А может он выразил через искусство и собственную борьбу тёмного и светлого в своей душе по отношению ко времени правления Хрушёва, к его конкретной личности, которая сыграла такую роль в его судьбе, нанесла такие труднозаживающие раны, создала условия узаконенной травли нестандартных проявлений в искусстве? Кто знает, кто знает...

А возможно Неизвестный именно так завершил свой личностный катарсис, и простил Хрущёва, отдав должное его личностной многогранности. Но, то, что светлая сторона и там и там всё же побеждает, не остаётся никакого сомнения, как по мне.

Вот такое маленькое виртуальное путешествие в прошлое, которое я совершила, всего-лишь услышав одну короткую фразу о памятнике Хрущёву на Новодевичьем кладбище Москвы...



Tags: #искусство, #такие_люди, неизвестный, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “#такие_люди” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments